Зеленой фуражке 100 лет

Зеленой фуражке 100 лет
15 октября 1893 года был создан Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) – организация военного типа со специальными функциями и полномочиями. Для отличия личного состава флотилии корпуса от остальных военных моряков была разработана специальная форма.


8 апреля 1894 года императором России были утверждены образцы формы одежды для «нижних» чинов флотилии ОКПС, а с 16 января 1898 года вступил в действие «Табель дополнительного обмундирования нижних чинов судов». Были применены исторически традиционные цвета пограничной стражи: белый и светло–зеленый. Вокруг темно–зеленых тульи и околыша располагались три светло–зеленые выпушки (канты). Это – первый факт появления зеленой пограничной фуражки. Но на море. На суше она появилась несколько позднее.


В 1901 году для гражданского генеральского мундира шефа ОКПС была введена папаха со светло–зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. В 1902 году светло–зеленый верх был установлен для папах офицеров и рядовых ОКПС. Кроме того, светло–зеленой стала и тулья (верх) фуражек офицеров и рядовых ОКПС. 7 октября 1903 года императором была утверждена форма и для офицеров флотилии ОКПС, в том числе и фуражка с тремя светло–зелеными кантами.

В 1911 году фуражки со светло–зеленой тульей были введены также для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. После Октябрьской революции декретом Совнаркома от 16 декабря 1917 года все воинские знаки отличия и различия были отменены, а из–за разрухи, вызванной гражданской войной, пограничники, как и воины РККА, долгое время не имели собственной формы.
Однако уже 6 сентября 1918 года приказом №12 Главного управления Пограничных войск военнослужащим пограничной охраны было разрешено ношение папах с зеленым верхом и фуражек с зеленой тульей. Причем указывалось, что в связи с отсутствием средств на эти цели, их приобретение должно было осуществляться за свой счет. Лишь приказом РВСР от 16 января 1919 года № 116 были объявлены утвержденные образцы зимнего головного убора на нарукавных знаков различия командного состава, а также расцветка петлиц по родам войск.

Зимним головным убором для всех родов войск были установлены шлемы защитного цвета, которые получили неофициальное название «богатырки», впоследствии – «буденовки». Впереди на шлем нашивалась суконная звезда цветом по роду войск. Для пограничной охраны, естественно, зеленая.

На основании приказа Реввоенсовета республики (РВСР) № 322 от 31 января 1922 года о введении обмундирования для РККА, приказом № 260 от 24 июля 1922 года была введена единая форма войск ГПУ, в том чиспе и пограничных. Предметы одежды и снаряжения, утвержденные для войск ГПУ, отличались от красноармейских только расцветкой и некоторыми деталями. Так, зимний суконный шлем стал темно–синего цвета с темно–зеленой нашивной звездой, а фуражка – с темно–синим околышем и зеленой тульей.

16 апреля 1923 года был издан обширный приказ ГПУ № 222, которым для пограничников вместо единого темно–зеленого приборного цвета для петлиц, клапанов и т.д. устанавливалась сложная система расцветки по родам службы. В частности, на фуражке появились малиновые канты, а звезда на «буденовке» была установлена красного цвета с черным кантом на небольшом расстоянии от ее края. В 1924 году форма одежды РККА, а вслед за ней и ОГПУ, претерпела значительные изменения. Они подробно были отражены в приказе ОГПУ №315 от 14 августа 1924 года. В частности, была установлена расцветка фуражек ОГПУ: околыш темно–синий – для внутренней и пограничной охраны; тулья краповая (темно–красная) – для внутренней охраны, светло–зеленая с малиновым кантом – для пограничной охраны. 
В последующем изменения формы военнослужащих ОГПУ происходили вслед за изменениями формы одежды военнослужащих РККА и носили, как правило, локальный характер. Так, приказом ОГПУ № 87 от 29 апреля 1927 года на фуражках вместо матерчатых были введены черные кожаные ремешки, а приказом РВС СССР № 31 от 4 февраля 1928 года наравне с цветной в ГПУ была введена суконная фуражка темно–защитного цвета.
Приказом РВС СССР № 220 от 18 ноября 1932 года были утверждены «Правила ношения формы одежды военнослужащими РККА», которые предусматривали выполнение их требований сотрудниками и военнослужащими ОГПУ. В них впервые определялся порядок ношения орденов и нагрудных знаков, а также устанавливалась белая фуражка для ношения вне службы в теплое время года.

10 июля 1937 года было принято постановление ЦНК и СНК СССР, которое установило командному и начальствующему составу войск пограничной и внутренней охраны НКВД СССР знаки различия и форму одежды, принятые в РККА. Но в пограничных войсках петлицы и тулья фуражки остались зелеными с малиновыми кантами.

В 1938 году для военнослужащих Пограничных войск была введена общевойсковая форма одежды, но зеленые петлицы и тульи фуражек были сохранены. В этот же год для военнослужащих пограничной охраны была введена пилотка, которая в повседневной службе практически вытеснила фуражку, которая стала фактически парадным головным убором. С началом Великой Отечественной войны части Пограничных войск Западных пограничных округов вошли в состав действующей армии, цветные знаки различия, а также зеленая фуражка были заменены на цвет хаки. Цветные знаки различия и зеленые фуражки сохранились лишь в пограничных частях Южных и Восточных округов, не принимавших участие в боевых действиях. Аналогичное отличие по цвету знаков различия сохранилось и после введения погон.


9 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, который был объявлен в войсках НКВД приказом НКВД № 126 от 18 февраля 1943 года, были введены погоны и отменены нарукавные знаки командного состава войск НКВД. Из–за отсутствия достаточного количества погон с трапецевидным верхним краем, как у высшего начальствующего состава Красной Армии и НКВД (ныне такую форму имеют погоны офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов контрактной службы Вооруженных Сил Республики Беларусь), офицеры войск НКВД носили близкие по расцветке просветов погоны офицеров ВВС. Окантовка обмундирования, цвет петлиц, погон рядового и сержантского состава и просветов на погонах офицеров были установлены зелеными. Окантовка петлиц и погон рядового и сержантского состава стала малинового цвета, а канты погон офицерского состава – светло–зеленого. Петлицы на парадные мундиры были установлены зеленого цвета без окантовок. Расцветка фуражек пограничников осталась без изменений.
Приказом НКВД № 126 от 18 февраля 1943 года для генералов–пограничников были установлены зеленые лампасы на брюках, зеленая окантовка обшлагов и воротников, зеленый кант на погонах, зеленый верх папах и фуражек пограничной расцветки (генералы НКГБ имели знаки различия василькового цвета). Такие знаки различия генералы–пограничники носили вплоть до 6 июня 1945 года, когда по личному распоряжению И.Сталина был принят Указ Президиума Верховного Совета, которым для генералов Пограничных войск и генералов НКГБ ввели общевойсковую форму и знаки различия.
В начале 50–х годов форменная одежда силовых структур СССР вновь подвергается изменениям. В частности, была введена единая общевойсковая форма одежды мирного времени, светло–синий верх фуражек сотрудников МВД и КГБ стал защитного цвета, но пограничную фуражку эти изменения не коснулись.
В 1957 году министр обороны Маршал Советского Союза Георгий Жуков подписал приказ, который вводил новую форму: брюки защитного цвета (вместо темно–синих галифе), рубашки с галстуками, открытые кителя с карманами, погоны защитного цвета в виде хлястиков. Но октябрьский (1957 года) Пленум ЦК КПСС отстранил маршала Жукова от должности, и приказ был «положен под сукно». Очередные изменения пограничной формы произошли в 1958 году. В соответствии с приказом министра обороны СССР № 70 от 28 марта 1958 года пограничники рядового состава утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей. Фуражка же и сами петлицы сохранили традиционные цвета.
Последующие реформы обмундирования 1969 года и 1973 года формы пограничников не коснулись.
Только летом 1976 года, в течение одного месяца, курсанты Калининградского учебного пограничного отряда и Московского высшего военного командного училища пограничных войск (п.г.т. Галицыно) в качестве эксперимента носили новое обмундирование, изготовленное по образцу ВДВ: открытый хлопчатобумажный китель, тельняшка с белыми и зелеными полосами и зеленый берет. Однако нововведение не было согласовано с Министерством обороны, что, по–видимому, и определило запрет на ношение этого обмундирования. Но в апреле 1991 года для личного состава воздушно–десантной дивизии ПВ КГБ, дислоцирующейся в Витебске, были введены точно такие же береты. С левой стороны на беретах нашивался флажок голубого цвета с эмблемой ВДВ. С середины 80–х годов в Пограничных войсках с полевой формой одежды носился камуфлированный берет, замененный позднее на полевую фуражку.
После развала СССР во вновь образованных независимых государствах были проведены реформы военной формы. Не стала исключением и Республика Беларусь. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 301 от 7 мая 1993 года погоны офицеров белорусских Вооруженных Сил лишились просветов, а звездочки вместо золотистых стали серебристыми, кроме того, сами погоны стали выполняться в виде хлястиков из того же материала, что и сама форма.
Пограничники же сумели отстоять для своей формы погоны темно–серого цвета со светло–зелеными просветами, но пограничная фуражка изменилась неузнаваемо: светло–зеленый околыш и темно–зеленый верх делали ее похожей на фуражку работников лесного хозяйства. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 174 от 15 мая 1996 года повседневная и парадная форма одежды военнослужащих Республики Беларусь вновь обрела погоны с просветами и золотистую фурнитуру. Этим же указом пограничникам была возвращена фуражка с темно–синим околышем, алыми кантами и зеленой тульей. «Во славу Родины», 25.10.2002 г.

Леонид Спаткай,исследователь истории пограничной службы.