Знаменные традиции

Знаменные традиции

Среди пограничных традиций особое место занимают знаменные традиции и связанные с ними воинские ритуалы. Учитывая их огромное моральное значение в идеологическом, военно–патриотическом воспитании воинов, первостепенное внимание уделялось церемонии вручения, независимо от вида знамени, будь то боевое, наградное или шефское. Поэтому уже с первых дней создания пограничной охраны ее руководство стремилось выработать единую форму, как для армейских частей, так и для пограничных.

Исторически сложившиеся традиции царской армии не отвечали идеологическим установкам нового государства. Отстранение церкви от общественной жизни сделало невозможным освящение знамени, а боевая обстановка гражданской войны не способствовала выполнению церемониала прибивки знаменного полотнища к древку. К 1923 году удалось разработать новую форму, которой предписывалось: «В день, назначенный для приема войсковой частью знамени, приказом по части назначается парад. На парад выводится воинская часть в полном составе, в караульной форме, с оркестром музыки». В дальнейшем церемониал совершенствовался, что на¬шло отражение в нормативных доку¬ментах. Например, в «Инструкции по применению Постановления ЦИК и СНК СССР о революционных красных знаменах частей РККА» за 1927 год отмечалось, что «вручение частям знамен приурочивается по возможности к установленным годовым праздникам частей».

Во время Великой Отечественной войны продолжалось развитие и совершенствование этой традиции. Результатом работы в этом направлении стало «Положение о порядке обеспечения, вручения и учета Красных знамен войсковых частей и соединений Красной Армии», которое в пограничных войсках вводилось в действие приказом НКВД СССР № 650 от 27 октября 1943 года.
В Положении целый раздел посвящался подробному описанию церемонии вручения знамени части. Во–первых, четко определялся круг лиц, которые имеют на это право: командующие родами войск, командующие или члены военных советов фронта, округа, армии, командиры корпуса. Для приема Боевого Знамени предписывалось построение всего личного состава части в полной боевой готовности, а в боевых условиях – только вызванных представителей от рот, эскадронов, батарей и команд части. Учитывая специфику служебно–боевой деятельности пограничников, в торжественных мероприятиях участвовали представители от всех застав и подразделений.

Начиналась церемония с выноса к месту торжественного построения Боевого Знамени на древке и в чехле специально назначенной знаменной группой из трех наиболее заслуженных бойцов. Им было положено следовать в трех шагах за вручающим начальником. Оркестр исполнял гимн Советского Союза.После доклада командира начальник, прибывший для вручения Красного знамени, здоровался с чаcтью, а затем подходил к знаменщику, который в это время наклонял древко и держал его горизонтально обеими руками. Вручающий разворачивал полотнище и становился лицом к части, поставив знамя отвесно и придерживая его правой рукой, зачитывал Грамоту Президиума Верховного Совета СССР и текст «Положения о Красном знамени воинских частей Красной Армии», после чего вручал под звуки государственного гимна Красное знамя и Грамоту командиру части. Тот, приняв Боевое Знамя и Грамоту, зачитывал текст военной присяги, который воины громко за ним повторяли. Закончив чтение, командир целовал край знамени, а затем передавал его знаменщику. Под звуки гимна знаменная группа проходила вдоль всего строя, где для нее уже было установлено место. Бойцы приветствовали Боевое Знамя криком «Ура». Начальник, вручивший Красное знамя, поздравлял часть, бойцы отвечали криком «Ура», и вновь звучал государственный гимн. Завершалась церемония торжественным маршем личного состава части, после чего знамя уносили к месту хранения.

Интересно отметить, что данный церемониал органично вписался в жизнь пограничников и с небольшими изменениями и дополнениями используется и в настоящее время.
Важное место в воспитательной работе среди личного состава погранвойск занимал определенный порядок размещения и хранения знамен в части. Об этом красноречиво свидетельствуют особые нормативные требования. Так, в приказе РВС СССР № 38 от 10 марта 1932 года указывалось, что «хранение знамени – дело особой пролетарской чести», поэтому «хранение Боевых Знамен частей доверять лучшим частям, а внутри частей – лучшим подразделениям, давшим лучшие результаты на боевой подготовке. Передачу знамен производить в торжественной обстановке». Такой порядок стал еще одним стимулом к совершенствованию боевой и политической подготовки пограничников. Во многих частях началось социалистическое соревнование за право хранить в своем подразделении Боевое Знамя. По свидетельству архивных документов, в 30–е годы оно развернулось и в Полоцком пограничном отряде. В 1932 году как лучшему ударному подразделению Боевое Знамя было вручено на хранение 5–й заставе, а в 1934–м такого же почетного права удостоилась 7–я застава.
В годы Великой Отечественной войны ритуал хранения знамени приобрел особое значение. Учитывая сложные условия боевой обстановки, для охраны Боевого Знамени назначалась знаменная группа из числа особо отличившихся воинов, о чем издавался специальный приказ по части.

Необходимо отметить, что в это время развивались и традиции особого отношение к утере воинской святыни. С давних времен среди русского воинства это считалось тягчайшим преступлением и позором. Принимая во внимание важность данного вопроса, в нормативных документах он выделялся в отдельную статью. В «Положении о Красном знамени воинских частей Красной Армии» указывалось, что «при утрате Красного знамени вследствие малодушия воинской части ее командир и весь командный состав, виновные в таком позоре, подлежат суду Военного трибунала, а войсковая часть – расформированию».
Подвиги спасения Боевых Знамен представляют яркую страницу истории советских пограничных войск. На Западном направлении в июне 1941 года в строю находилось 26 Боевых Знамен. По архивным данным, только три из них погибли вместе с погранотрядами. Интересно отметить, что после окончания Великой Отечественной войны пограничники не спешили сдавать в музей свои регалии, оставляя их в частях как наглядный пример боевой истории.

Сложившиеся в годы Гражданской и Великой Отечественной войн традиции находили преемственность. В 50–90–е годы практиковалось вручение переходящих Красных знамен, а также Памятных, Юбилейных знамен и вымпелов. Массовые мероприятия, проводившиеся по этому поводу во всех пограничных округах, способствовали разработке определенного церемониала. Переходящее Красное знамя вручалось в торжественной обстановке с приглашением гостей от местных государственных и общественных организаций. После устраивались встречи воинов с пере¬ходящим Красным знаменем, которые давали возможность каждому пограничнику почувствовать свою причастность к этой высокой награде.

Следует отметить, что в советских пограничных войсках широко использовались различные формы эмоционального воздействия знамени, а некоторые из них, наиболее эффективные, становились затем традициями.
Например, церемония вручения воинской части ордена и его прикрепления к знаменному полотнищу. Эта традиция родилась в годы Гражданской войны. Особым приказом Реввоенсовета Республики от 8 мая 1919 года определялось, что «...орден Красного Знамени может быть присужден войсковым частям Красной Армии за особые отличия, оказанные в боях, для крепления его на имеющихся революционных знаменах». Последующие награждения показали их большую воспитательную эффективность. В Положении от 1943 года церемониалу вручения и прикрепления ордена отводился целый раздел. Так, «...ордена Союза ССР, которыми награждаются войсковые части и соединения, прикрепляются к Красному знамени в левом верхнем углу полотнища на лицевой стороне». Широко распространилась эта церемония и в пограничных войсках. Наличие боевых наград на знаменном полотнище не только придавало ему особое моральное значение, но и вызывало обоснованную гордость у пограничников, стремление образцово выполнять служебно–боевые задачи под орденоносным Боевым Знаменем.

Понимая высокое нравственное значение государственной награды, военное руководство предпринимало меры по художественному оформлению наградных отличий воинских частей и соединений. В 1948 году были введены орденские ленты к Боевым Знаменам орденоносных частей, которые соответствовали рас¬цветке ордена. Их наличие на древке придавало Боевым Знаменам особое значение воинской доблести. Выполнялись ленты на высоком художественном уровне: в верхней части завязывались в виде банта, в центре которого помещалась розетка из красного шелка, внизу – две кисти из золотистого шелка. Если часть имела несколько орденов, столько же крепилось и лент.

К лету 1950 года было изготовлено 40 таких регалий для орденоносных пограничных частей. В настоящее время ордена и орденские ленты прикреплены к Знамени Государственного комитета пограничных войск (орден Трудового Красного Знамени БССР, которым были награждены пограничные войска ОГПУ Белорусского округа) и к Боевому Знамени 86 пограничного отряда  (орден Красного Знамени, которым был награжден 86 пограничный отряд).

Следует заметить, что награждение орденом становилось поводом для вручения Боевого Знамени тем соединениям и объединениям, которым по Положению его вручение не предусматривалось. В юбилейные даты образования пограничных округов многие из них получили вместе с государственными наградами и Боевые Знамена.

Вообще, отношение к знамени, как к особо почитаемой святыне позволило сконцентрировать вокруг него все события, происходящие в части, что нашло отражение и в формировании ритуалов отдания почестей знамени. Во многих церемониальных действиях сохранилась преемственность исторических традиций русского воинства. Например, принятие присяги у знамени, отдание воинского приветствия знамени, вынос его во время особо торжественных мероприятий в части.

Многие ветераны, служившие в пограничных войсках, с особым трепетом берегут в своих альбомах фотоснимки, где они запечатлены на фоне развернутого Боевого Знамени. Такой награды удостаивались воины, отлично выполнявшие служебно–боевые задачи, а само фотографирование у развернутого знамени части являлось одной из почитаемых традиций советских пограничных войск.
Пожалуй, немногие знают, что это церемониальное действие имеет глубокие исторические корни. Фотографирование у развернутого Боевого Знамени особо отличившихся воинов, в том числе и пограничников, как традиция родилось в ходе боевых действий русско–японской войны 1904–1905 годов, а в период Первой мировой эта церемония уже также широко использовалась не только в армии, но и в Отдельном корпусе пограничной стражи.

Таким образом, в настоящее время пограничные войска Республики Беларусь располагает бесценным, уникальным опытом применения знаменных традиций. В нынешних условиях эти традиции не только сохранены, но и активно используются в служебной деятельности пограничных войск. Указом Президента Республики Беларусь от 4 июня 1997 года № 321 «О знамени Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь и Боевом Знамени воинской части и соединения пограничных войск Республики Беларусь» были учреждены знамя Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Боевое Знамя воинской части и соединения пограничных войск Республики Беларусь, утверждены Положения о них и описания знамени и Боевого Знамени. Указом также было установлено, что при вручении воинским частям и соединениям новых Боевых Знамен, ранее врученные знамена остаются в воинских частях и соединениях и используются при проведении воинских ритуалов.

Таким образом, бережное сохранение и соблюдение исторической преемственности традиций пограничных войск – одна из благороднейших задач современных защитников рубежей Беларуси, потому что они органично вписываются в современную служебно–боевую деятельность пограничников, воспитывая у них особое уважение к героическому прошлому пограничников Беларуси.

Научно–информационный сборник. Мн., ГКПВ, 2004., выпуск №5. С.35–46.